Мы в соцсетях:
«Проект создан на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально-ориентированных некоммерческих организаций»



Анонсы
ЗАЯВКА
НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Заполнить заявку

Онлайн-выставочный проект «Умельцы Дагестана». «Аул Златокузнецов» — изделия мастеров села Кубачи

8 июля 2020
Огромной известностью пользуется селение Кубачи. Сами себя кубачинцы называют «урбуган», а свое селение – «Урбуг». С IX века на Востоке среди арабов и персов они известны как «зирехгеран» – кольчужники, а позже их стали называть по-турецки «кубечи», что также означает «кольчужники».
 Онлайн-выставочный проект «Умельцы Дагестана». «Аул Златокузнецов» — изделия мастеров села Кубачи

Когда-то они ковали кольчужные рубахи (кольчуги), украшали их серебряной и золотой насечкой, как украшали кинжалы, сабли и шашки, кремневые винтовки. Насечка золотом по железу высоко ценилась. Особый мастер (бийху уста) резцом наносил рисунок по металлу, затем по линейному контуру узора проходился граненым острием, делая точечные заусенцы, сглаживал их слегка и вбивал в узор проволоку из золота или серебра. Но ведь нужно еще закрепить драгоценный металл, оконтурить его, заполировать, украсить детали рисунка гравировкой, заворонить железный фон. Сейчас эта техника уже почти исчезла, трудоемкое мастерство можно увидеть на музейных экспонатах.

Кубачинцы прекрасно владеют техникой чернения и гравировки. Их сочетание дает неожиданные эффекты: то черневой орнамент выступает на светлом фоне серебра, то фоном орнаменту является чернь. К этому можно добавить густоту орнамента и различные его варианты: в виде пояска («лум»), отдельных орнаментальных головок («бикь»), композиционных сплетений. Среди них рисунок тута – симметричная ветвь – восходит к наиболее древним элементам декора – древу жизни.

В изделиях XIX-XX вв.  уже широко применяется различная техника: чернь, филигрань, глубокая гравировка, позолота, инкрустация, насечка. Форма предметов становится более разнообразной. Из-под волшебных резцов и молоточков кубачинских мастеров выходят серебряные подстаканники, портсигары, шкатулки, браслеты, кольца, приборы для вина, оправленные в ажурное серебро и золото.

ОРУЖИЕ И ГАЗЫРИ

Оружие, особенно кинжалы изготавливались во многих аулах. Дагестанские ювелиры-оружейники создавали прекрасные образцы подлинного искусства, отличавшиеся совершенством технического исполнения и красотой орнаментальных узоров. Однако наиболее крупными центрами оружейного ремесла оставались Кубачи, Гоцатль, Харбук, Амузги, Кази-Кумух. 

Оружие украшали насечкой по кости, металлу и рогу с глубокой гравировкой и чернью по серебру. Таким же образом украшались ременные пояса мужчин, на которые нанизывались небольшие серебряные или металлические звенья, подвески, бляхи. Чем богаче был горец, тем роскошнее были его оружие и пояс. Самое дорогое нарядное оружие, пояса и  газыри, изготовлялись по особому заказу. 

Бедная часть населения пользовалась оружием более скромного оформления, без серебряной оправы, без позолоты и другой отделки. Рядовой горец выбирал  кинжал с добротным клинком.

Ни один мужчина не выходил из дому без кинжала. Недаром побывавший в первой половине XIX века в резиденции кумыкских шамхалов известный востоковед И.Березин писал: «Все жители Тарху постоянно вооружены кинжалами, и не без смеха видишь даже мальчишек, прицепивших к поясу кинжал больше себя». Во время сна он прячет кинжал под голову, чтобы во всякую минуту отдать отпор нападающему врагу.

Огнестрельное оружие в Дагестане было представлено кремневыми ружьями и пистолетами; пороховницами для них служили газыри. Это специальные трубочки для патронов, которые изготавливаются из металла или дерева. Они являются неотъемлемой частью национальной одежды. Особой популярностью пользуются газыри из натурального дерева, украшенные серебром.

ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ: КОЛЬЦА

Украшения  для рук представлены в Дагестане всевозможными кольцами и браслетами.  Кольца были распространены преимущественно серебряные, типа печаток с гравировкой под чернь или с цветными камнями, окаймленные зернью. Гнездо для крупного камня оформлялось по-разному: это могла быть простая серебряная лента, напаянная на дно строго перпендикулярно, или почти шарообразное очень крупное гнездо, украшенное ложной зернью и сканью с крупным камнем (сердолик, альмандин, бирюза, цветное стекло). 

Каждый камень издревле имел свою не только ювелирную характеристику, но и определенное смысловое значение. В XIX веке очень популярными были украшения из сердолика – полосчатый камень огнистого тона, так как в то время считали, что этот красивый камень может победить черную магию, защитить от недоброжелательства, способствовать сохранению тайны, придавать владельцу храбрость, примирять ссоры, хранить от злых чар и молний. Альмандин – красный гранат глубокого винного тона, хорошо «врачует» мозг, силу, память, а бирюза хороша для всадников – способствует легкой посадке и твердости.

ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ: ВИСОЧНЫЕ СЕРЬГИ С ОБРАЗАМИ ПТИЦ

Женские ювелирные украшения являются неотъемлемой частью национального женского костюма. Так, по одежде и украшениям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к конкретному аулу. Дагестанские женские украшения можно разделить на шесть национальных школ – аварская, даргинская, кубачинская, южно- дагестанская, кумыкская, ногайская, а также по способу ношения на две большие группы – нашивные и съемные. 

Традиция нашивания различных серебряных элементов к одежде восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической защитной силе металла как такового. При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения.

Самой обширной, разнообразной группой являются аварские украшения, примечательные самобытностью и уникальной сохранностью традиционных видов. Формы аварских украшений выделяются массивностью, монументальностью, декорированные архаичным геометризированным черневым орнаментом с включением древних символов (солярных, плодородия, зооморфных). Образ птички, один из самых древних и распространенных в декоративно-прикладном искусстве Дагестана, связан с представлениями о древе жизни, на ветках которого она сидит, как первоисточнике жизни на Земле. Символы древа жизни, по представлениям горцев, приносили в дом достаток.

СЕРЬГИ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ И ЗВЕЗДОЙ И ДРУГИЕ

Украшения дагестанских мастеров выделяются высоким техническим мастерством, почти скульптурной пластикой форм, обилием зерни, позолотой и вставками драгоценных камней (альмандин, бирюза, сердолик, коралл) в высоких круглых кастах. Украшения южно-дагестанской школы отличаются художественной стилистикой, близкой искусству стран Ближнего Востока, в частности, Ирана, проникшей через соседний Азербайджан. Это проявилось в нетипичной для дагестанских изделий пестроте, обилии вставок цветного стекла в сочетании с позолотой, а также в формах и декоративных мотивах, характерных искусству ислама – полумесяц со звездой, восточные огурцы, шатер, форма стрельчатой арки.

СЕРЕБРЯНЫЕ ПОЯСА

Высокими художественными качествами отличаются ювелирные украшения, относящиеся к XVII-XXвв.

Массивные пряжки на поясе, крупные литые бляхи или кольца, нашитые на височной части головного убора, цветные каменья, вставленные в браслеты, витые цепи в сочетании с золотой парчой или черным атласом притягивают, словно магнит: невольно вас охватывает чувство, будто вы встретились с каким-то дивным и сказочным существом. Необыкновенно красиво и выразительно выглядела женщина в таком наряде среди величественных и суровых гор, среди удивительной природы этого края. Пряжки, инкрустированные драгоценными камнями или цветными стеклами, не только дополняли традиционный костюм, но и наделялись особой магической силой.

Автор: Пресс-служба ГБУ «Московский дом национальностей»
Все новости