Мы в соцсетях:
«Проект создан на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально-ориентированных некоммерческих организаций»



Анонсы
ЗАЯВКА
НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Заполнить заявку

Интеграция по-московски: как адаптируются международные мигранты и их дети в столичном мегаполисе

Интеграция по-московски: как адаптируются международные мигранты и их дети в столичном мегаполисе
Дата и время: 11.10.2016 16:00:00
Место проведения: исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Шуваловский корпус, ауд.А417-418
Лектор: Омельченко Елена Александровна, декан факультета международного образования Московского института открытого образования, Генеральный директор АНО Центр "Этносфера"

Мероприятие прошло в рамках проекта «Публичная лекция» Московского информационно-аналитического портала «ДРУЖБА НАРОДОВ. Национально-культурная палитра московских диаспор», осуществляемого совместно Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, Комитетом общественных связей города Москвы, Региональной общественной организацией «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы»» и историческим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова (лабораторией истории диаспор) на средства субсидии из бюджета города Москвы.

По традиции участников проекта и слушателей в стенах исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова приветствовала заместитель декана, руководитель лаборатории истории диаспор, председатель РНКА «Белорусы Москвы» О.В. Солопова.

Основной акцент в своем выступлении Е.А. Омельченко сделала на важности процесса «интеграции по-московски» через механизмы системы образования. Этот процесс видится комплексно: работу необходимо проводить одновременно с руководителями образовательных учреждений, педагогами, родителями-мигрантами, родительским комитетом, школьниками.

Данные исследований, регулярно проводимых в образовательных учреждениях столицы, отметила Е.А. Омельченко, сигнализируют о необходимости повышения межкультурных компетенций педагогов и родителей московских школьников.

По официальным данным, которыми оперировала лектор, сегодня в России проживает около 11 миллионов мигрантов, в основном- граждане стран СНГ. Каждый третий из них- представитель молодежной группы в возрасте от 18 до 30 лет.

В образовательных учреждениях Москвы в настоящее время обучается не менее 60-80 тысяч детей из семей мигрантов. Все они, по мнению Е.А. Омельченко, сталкиваются со сходными проблемами: низкое владение русским языком, что значительно осложняет процесс восприятия материала, слабый понятийный аппарат, не сформированный должным образом лексический запас. В совокупности эти факторы приводят к формированию негативных стандартов восприятия детей мигрантов в школьной среде, вплоть до агрессии по отношению к ним.

Как считает Е.А. Омельченко, одним из способов решения этой проблемы является активное применение и тиражирование существующих позитивных практик по интеграции детей мигрантов в рамках системы образования.

В завершении лекции О.В.Солопова вручила Е.А. Омельченко Сертификат о прочтении публичной лекции на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

О лекторе 

В 2000 году закончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова со специализацией по кафедре этнологии, в 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Этническое сознание современной московской молодежи» (научный руководитель В.В. Карлов).

С 2000 года работает в АНО Центр «Этносфера» в качестве координатора международного проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей из семей беженцев, ищущих убежище лиц и других категорий мигрантов» (до 2010 г.), с 2011 года является генеральным директором организации.

С 2005 года совмещала деятельность в Центре «Этносфера» с работой в столичной системе образования (старший/ведущий научный сотрудник Центра международных образовательных программ, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе», с 2013 по май 2015 года – заместитель декана факультета международного образования, с мая 2015 года по настоящее время – декан факультета международного образования Московского института открытого образования).

Является одним из координаторов работы Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО), объединяющего педагогов, руководителей образовательных организаций, активистов неправительственных организаций и объединений соотечественников за рубежом из 42 стран мира. С 2011 года входила в состав Общественно-консультативного совета при УМФС России по городу Москве. Является экспертом, автором и участником коллективов, выполнявших поручения по разработке научно-методических рекомендаций и аналитических материалов по тематикам: «Образование и межнациональное сотрудничество», «Образование и формирование российской гражданской идентичности», «Роль образования в поддержке русского языка и культуры за рубежом», «Русская школа за рубежом», «Адаптация и интеграция мигрантов средствами образования» для таких организаций, как: АНО «Научный центр евразийской интеграции», НИУ «Высшая школа экономики», «Фонд поддержки и правовой защиты соотечественников, проживающих за рубежом», «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина», Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и ряда структурных подразделений Правительства Москвы. В 2009-2010 годах являлась одним из ключевых специалистов штаба по подготовке Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

С 2007 года выполняет функции ответственного секретаря ежеквартального научно-информационного альманаха «Этнодиалоги», с 2004 года координировала реализацию ряда просветительских издательских проектов, в рамках которого опубликовано более 40 учебных пособий и сборников серии «История и культура религий в школе», «Практикум межнационального общения», «Русский язык: от ступени к ступени», «Интеграция мигрантов средствами образования», информационно-аналитический и просветительский журнал «Этносфера».

В 2003-2009 годах по заказу Правительства Москвы участвовала в организации курсов повышения квалификации по теме: «Этнические процессы и межнациональные отношения» для государственных служащих, общественной милиции, журналистов, руководителей молодежных организаций. Еще одно любимое направление деятельности – организация международных, межрегиональных, межнациональных тематических смен и лагерей, школ актива для молодежи (в том числе в рамках проекта «Молодежный интерклуб «Этносфера»), акций в поддержку русского языка и российской культуры в России и за рубежом. Координирует просветительский

проект для детей и молодежи «Россия: единство в многообразии», подготовку и проведение серии просветительских вебинаров «Народы и культуры в пространстве России и мира».


Материалы лекции

Все лекции